Донская лошадь: описание породы, особенности разведения и ухода

Зачем в современном мире нужна лошадь? Многие мечтают о собственном скакуне, но это кажется неподъемно дорогим, а главное — достаточно сложно найти причину покупки коня. В основном лошадей покупают в спортивных целях или крупные коннозаводчики. Но лошадь — это еще и про любовь. Про свободу и про невероятную дружбу человека и животного. Если вы всегда хотели, но никак не решитесь, определиться вам поможет эта статья.

Похожие вопросы

  • Какая самая маленькая лошадь в мире? Самыми маленькими лошадьми считаются пони фалабелла. Первая такая выведенная крошка весила всего 11,9 кг и имела рост 38 см. Абсолютным же рекордсм…
  • Сколько весит тигр? Масса тигра может колебаться от 70 до 300 килограмм и выше в зависимости от вида. Самый маленький тигр — это Суматранский, самый большой — Амурский…
  • Какие самые опасные собаки? Принести вред человеку может практически любое животное. Но у некоторых пород собак склонность к агрессии заложена на генетическом уровне и, следов…
  • Сколько лет живет собака? Собака – верный и преданный друг человека. К сожалению, природа распорядилась так, что жизнь пса короче человеческой. Сколько же лет прожи…

Классификация весовых категорий

Жеребята на момент своего рождения имеют массу тела, которая составляет 10% от веса матери. Этот показатель может незначительно варьироваться в ту или иную сторону в пределах 5 кг.

Молодые лошади растут интенсивно и быстро становятся похожими на взрослых животных. К 6 месяцам жеребята имеют 50% , а к 1 году – 90% веса.

Далее прирост килограммов немного замедляется. При оптимальных условиях содержания и отличном здоровье, максимальных значений веса животное достигает к 3-4 годам. В коневодстве принято такое условное деление животных по весовым категориям:

  1. Легкие лошади. Взрослое поголовье массой до 400 кг.
  2. Средние лошади. Взрослое поголовье массой от 400 до 600 кг.
  3. Тяжелые лошади. Взрослое поголовье массой от 600 до 1200 кг.

Сегодня лошадей все еще широко используют во многих отраслях сельского хозяйства, для перевозки грузов на небольшие расстояния, обработки земли. Конные походы популярны у туристов, как, впрочем, и прогулки на лошадях у городских жителей. Школы верховой езды привлекают детей и взрослых. Лошадей используют в спорте – в скачках, бегах, конкуре, выездке и т. д. Животных целенаправленно разводят в конных заводах для воспроизведения потомства.

В зависимости от условий содержания и предполагаемого использования, лошади могут быть:

  1. Неудовлетворительной упитанности. Так выглядят больные и старые особи и те, которые получали недостаточно пищи. У них не только нет подкожного жира, но и недостает мышечной массы. У животных визуально заметно больше трех ребер на туловище, могут выступать кости лопаток и крупа.
  2. Спортивной или тренировочной упитанности. Это норма для жеребцов и кобыл, которые проходят испытания на ипподроме и выступают в соревнованиях по конному спорту. Лошади этой категории отличаются рельефной мускулатурой, здоровым, крепким внешним видом и подтянутыми формами.
  3. Рабочей упитанности. Она характерна для большой массы поголовья рабочих, сельскохозяйственных и прокатных животных. Они в меру откормлены, могут иметь небольшую прослойку жира, которая, впрочем, не мешает им активно двигаться и выполнять возложенные на них функции.
  4. Заводской упитанности. Ей соответствует племенной состав конных заводов, животные, предназначенные для репродукции потомства и продолжения породы. У таких лошадей полноценный качественный рацион и усиленное питание, они отличаются округлыми формами.

    Так кобылам проще вынашивать жеребят, а жеребцам – выполнять свою основную работу.

  5. Выставочной упитанности. Такой вид имеют животные, предназначенные для выставок, аукционов, шоу-рингов. Они отлично откормлены, в меру упитаны, что называется «в теле», но обладают не ярко выраженной мускулатурой. Эта форма позволяет подчеркнуть стать и выгодно подать преимущества каждого участника подобных мероприятий.

Если брать принадлежность лошадей к одной породе с одинаковой степенью упитанности, то, в среднем, жеребцы будут весить больше кобыл, а молодняк – меньше взрослых животных.

к оглавлению ↑

Описание вида

Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.

Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны

Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.

Марокко — рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонны

Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.

Аллюр у этих коней мягкий. Они способны бежать шагом, галопом или рысью, причём делают они это достаточно плавно и переходят с одного аллюра на другой без излишней резкости. Наездники утверждают, что практически не чувствуют особенной тряски в седле, поскольку тяжеловозы не способны высоко поднимать ноги над землёй. Поэтому эту породу рекомендуют начинающим наездникам и любителям неспешной конной прогулки.

Тяжеловоз под седлом

По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.

Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве

Рекордно тяжелые лошади

Тяжеловоз породы шайр установил мировой рекорд в XIX веке. Конь Сампсон весил 1524 кг. Позже его даже переименовали в Мамонта. Этот мировой рекорд до сих пор не побит ни одной лошадью.В 1902 году во Франции жеребец породы першерон по имени Доктор Ле Жер весил около 1,4 тяжелым взрослым конем в XX веке был признан жеребец бельгийской породы. Бруклин Сьюприм родился в Америке, его хозяином был С.Г. Гуд. На 1938 г. (когда ему было 10 лет) его вес составлял 1451 кг.

В 1960-е годы кобыла той же бельгийской породы установила еще один рекорд. В результате беременности масса лошади Вильмы составила 1459 кг. Когда она родила жеребенка, ее вес стабилизировался на примерных отметках 1088-1134 кг.

В настоящее время самый большой конь по кличке Нодди проживает в Мельбурне, и его вес составляет 1,3 тонны, а рост чуть более 2 метров.

Что касается территории Российской Федерации, то здесь самые крупные животные встречаются среди породы советских тяжеловозов, вес которых в среднем составляет 781 кг — у жеребцов и 654 кг — у кобыл.

Есть рекорды и среди самых миниатюрных лошадок. В XX веке аргентинские селекционеры вывели особую породу очень маленьких лошадей — фалабелла. Масса этих пони составляла не более 45 кг, а рост — 76 см.

В последние десятилетия рекорды стали еще удивительнее. Так, американский пони Эйнштейн при рождении в 2010 г. весил всего 2,7 кг. Через несколько лет его вес составил 28 кг, а рост — 36 см. Среди карликовых лошадей есть еще одна особь — пони Тумбелина. Она весит всего 26 кг при росте 43 см. Еще одна американская пони — Белла, весила сразу после рождения 4 кг. Но в данный момент по своим размерам она превышает жеребенка Эйнштейна. Таким образом, в настоящее время рекордсменом среди миниатюрных лошадей остается Эйнштейн.

Перспективы разведения донской лошади

Несмотря на универсальность, сегодня порода находится на грани исчезновения. Ими занимаются в основном частные заводчики и ценители, в том числе в Европе, где существует благотворительный фонд в поддержку донских лошадей. Большинство племенных хозяйств банкроты из-за выкупа их земель коммерческими структурами. Заинтересованность предпринимателей и государства в коневодстве и в частности в донских лошадях чрезвычайно низкая.

Ныне вся надежда только на небезразличных ценителей этой породы, содержащих частные конюшни. Посильный вклад делает Франция, оказывая финансовую поддержку. Проблема заключается и в том, что частные конюшни, занимающиеся дончаками, расположены не повсеместно. В крупных городах, где развит конный спорт, востребованы конные прогулки, предпочитают купить то, что находится ближе.

Это понятно и с точки зрения экономии – доставка лошади недешёвая. Донские лошади заслуживают быть на достойном месте как минимум благодаря возможностям для их широкого применения, выносливости, красоте и исторической ценности. Это идеальный вариант для тех, кто желает иметь преданного, сильного, уравновешенного питомца в своём хозяйстве.

Откорм лошадей на мясо: технология выращивания

Для откорма на мясо подходят отлученные от матери жеребята (в возрасте 6 месяцев) и взрослые выбракованные лошади. Рацион формируется в зависимости от бюджета и имеющихся в наличии кормов. Откорм длится в среднем 8-12 месяцев.

Оптимальный период откорма перед забоем составляет 50-60 дней, по ускоренной схеме — 35-40 дней. Осенью лошади быстрее набирают вес, поскольку чувствуют приближение холодов.

КК 72-11. Комбикорм-концентрат для мясного откорма лошадей

Амуниция

Стоимость всей амуниции примерно от 55-60 тысяч рублей. Она покупается один раз на достаточно долгий срок, поэтому если ее стоимость разделить на срок службы, то получается не так дорого. Итак, для лошади необходимо приобрести:

  • Седло — 20 тысяч рублей.
  • Стремена – 1 – 10 тысяч рублей
  • Путлища – 1 тысяча рублей
  • Подпруга – 2 тысячи рублей
  • Вальтрап – 2 тысячи рублей (нужно 4-5 штук)
  • Меховушка – 2 тысячи рублей
  • Уздечка 2-6 тысячи рублей
  • Недоуздок – 1 тысяча рублей
  • Чембур – 500 рублей
  • Хакамора – 2-10 тысяч рублей (необязательна)
  • Корда – 1 тысяча рублей
  • Бинты – 1 тысяча рублей
  • Ногавки или колокольчики – 1 тысяча рублей
  • Попона на зиму – 5 тысяч рублей
  • Хлыст – 600 рублей
  • Шамберьер – 1 тысяча рублей

Весовые категории

За тысячелетия совместного проживания с лошадьми человечество выработало множество теоретических знаний по коневодству, в число которых входит и классификация отдельных особей по группам веса. Возраст, кстати, значения в этой классификации не имеет – это всего лишь один из способов описать размеры животного.

При этом нужно понимать, что такой питомец никогда не весит одинаково, даже то, голоден он или сыт, может сильно влиять на показатели, потому обычно берут некое среднее число для конкретного животного.

Если рассматривать группы веса более пристально, то получается следующее.

  • До 200 кг – пони. Такие животные всем хорошо знакомы как миниатюрная версия коня, на таких катают в парках маленьких детей, и именно о них мечтает любая маленькая девочка. Какого-то глобального использования у таких животных, кроме вышеописанного, обычно нет – они просто недостаточно сильны для этого.
  • До 400 кг – легкий вес. Легковесной лошадь может оказаться в силу возраста, особенностей породы или неидеального здоровья. В домашнем хозяйстве подобное животное нередко пользуется популярностью как довольно экономичная, но в то же время продуктивная тягловая сила.
  • Около 400-600 кг – среднетяжелый вес. Это «золотая середина» – примерно столько весит усредненная взрослая лошадь без оглядки на ее породу. Соответственно, такое животное годится для большинства сельскохозяйственных и любых других целей.
  • Более 600 кг – тяжелый вес. Тяжеловесы обычно являются представителем той или иной породы, чьих представителей специально отращивают до столь внушительных размеров. Благодаря огромной мускульной массе такое животное отличается внушительной силой, и хотя гужевой транспорт уже сильно потерял в популярности, именно такой «мотор» был бы нужен тяжелогруженой телеге.

Зарождение породы

На кочевников казаки совершали набеги по суше, для чего им нужны были хорошие лошади. Коней они либо покупали у тех же ногайцев, либо угоняли во время набега. Добираясь до Крыма и Турции на кораблях, оттуда привозили турецких, карабахских и персидских лошадей. С Востока на Дон попадали туркменские кони: ахалтекинской и иомудской пород. У карабахских и ахалтекинских лошадей присутствует характерный металлический блеск шерсти, который унаследовали и кони донских казаков.

В донских казачьих станицах кобылы и молодняк содержались в племенных табунах на вольном выпасе. Матки принадлежали разным людям. Весной производителями в табуны запускали жеребцов, отличившихся в конных походах либо особо ценных из захваченных в бою.

С середины XIX века на Дону стали появляться жеребцы отечественных пород: Стрелецкой, Орлово-ростопчинской, Орловской верховой. Стали появляться даже жеребцы Чистокровной верховой породы. С этого времени Донская порода лошадей начала приобретать черты заводской, а не степной породы. Но примитивное содержание и жесточайший естественный отбор не давали донской породе серьезно улучшиться, хотя поголовье консолидировалось и стало более однотипным.

Зарождение породы

Та порода, которая начала формироваться в период освоения левобережной части Дона позже получила название стародонской. Богатые земли Задонщины позволяли содержать значительное конское поголовье, а государственные закупки Донских лошадей в кавалерию способствовали расцвету Донского конезаводства. На Задонщине стремительно увеличивается количество конных заводов. Но введенная в 1835 году арендная плата за каждую голову 15 копеек в год (приличная по тем временам сумма) сделала коневодство доступным лишь крупным владельцам заводов. Что пошло Стародонской породе только на пользу. Перед Первой Мировой войной 40% царской кавалерии комплектовалось лошадьми Стародонской породы.

Уничтожение и восстановление Донского поголовья

Первая Мировая плавно перетекла в Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. И во всех случаях для ведения боевых действий требовалось большое количество лошадей. В итоге от многотысячных Донских табунов осталось лишь несколько сотен коней. И даже у тех происхождение было не достоверно. Работа по восстановлению Донской породы началась в 1920 году. Коней собирали повсюду, ориентируясь на свидетельские показания, тавра заводчиков и типичную внешность. Лишь в 1924 году удалось основать 6 крупных военных конезаводов. Крупные они были лишь по тем временам: в 1926 году в Донской породе насчитывалось лишь 209 маток.

В это время было распространено убеждение, что Чистокровная верховая – лучшая лошадь в мире и при восстановлении Донской породы кобыл активно крыли жеребцами Чистокровной верховой. Но спустя 4 года маятник пошел в обратную сторону и во главу угла поставили чистопородность. Лошадей с ¼ английской крови и выше выделили в Буденновскую породу. Как раз в то время был госзаказ на создание «командирской» лошади.

Зарождение породы

Интересно! По факту Буденновская лошадь – это Донская порода + Чистокровная верховая лошадь + небольшая примесь Черноморской породы лошадей.

Сегодня Черноморской породы больше не существует, а в Буденновскую породу записывают тех, у кого мать Донской породы, а отец Чистокровной верховой жеребец.

В послевоенные годы наступает расцвет Донской породы. Но продлился он недолго. Уже в 50-х годах происходит резкое сокращение общей численности конского поголовья в стране. Донская порода тоже не избежала этой участи, хотя пользовалась спросом как улучшатель рабочих лошадей и занимала по численности второе место после орловских рысаков.

Сегодняшнее состояние Донской породы

Зарождение породы

В 60-х годах Донских лошадей рассматривали как перспективных в туризм, прокат и массовый конный спорт. В то время Донская порода разводилась на 4-х конных заводах. С развалом Союза поголовье Донских лошадей мгновенно сократилось вдвое, так как 2 из 4 конезаводов остались за пределами России.

Из-за общей экономической ситуации оставшиеся заводы тоже не могли реализовать молодняк. Даже основное племенное ядро было очень тяжело прокормить. Коней начали сдавать на бойни. После того как заводы были переданы в частное владение положение еще больше ухудшилось. Новым собственникам нужна земля, а не лошади. Уже после 2010 года был ликвидирован Зимовниковский конезавод. Основное племенное ядро Донских маток было куплено в Казачий конезавод, остальных коней разобрали частники. Но частники не занимаются разведением. Сегодняшнее положение в Донской породе таково, что в год рождается чуть больше 50 Донских жеребят. Фактически Донская порода уже на грани вымирания.

Терская

До того как появилась эта порода, популярностью пользовались стрелецкие лошади, выведенные в 19 веке на Луганщине. Но Гражданская война отобрала много голов лошадей, из-за чего не удалось восстановить породу. В 1925 году начались селекционные работы с уцелевшими особями стрелецкой породы, донскими, кабардинскими и арабскими кобелями. В 1948 году на Терском заводе зафиксировали появление новой породы терской.

Высота терских лошадей не превышает 153 сантиметра. Животные обладают мускулистым, сухим телосложением, у них широкая спина и сильные ноги. Вогнутый профиль сухой головы и наличие оттопыренных ушей делает породу узнаваемой.

У животных густая и мягкая грива. Различают три типа терских лошадей: характерный, легкий, густой.

У лошадей спокойный, уравновешенный, мирный нрав. Они легко поддаются обучению, обладают крепким иммунитетом. Преобладают серебристо-серым, гнедым, рыжим окрасом.

Читайте также:  Виды и сорта фиалок (сенполий) с фото и названием