11 советов для тех, кто начинает работать в модной индустрии

Fashion ритейлеры пришли к парадоксальному выводу: главные последствия пандемии в том, что она запустила и ускорила текущие процессы реструктуризации системы фэшн-продаж. Компании, рассчитывающие просто «переждать» тяжелые времена в надежде на обвальный шопинг после снятия ограничительных мер, рискуют остаться в аутсайдерах рынка. Успешное развитие бизнеса прямо связано с тем, как быстро ритейлер отреагирует на ключевые тенденции в развитии Fashion–индустрии.

Мода от кутюр

Еще в 2013 году на показе мод в Нью-Йорке дом моды threeASFOUR продемонстрировал одно из первых платьев, напечатанных на 3D-принтере. Оно было красивым, но ужасно непрактичным, так как в нем невозможно было даже присесть. Но компания не остановила эксперименты: уже в 2016 она представила чешуйчатое платье Pangolin и платье Harmonograph, созданное по аналогии с звуковой волной. В этой одежде можно сидеть и ходить, правда изделия оказались не очень приятные на ощупь и непрактичные (липнут к коже).

Именно из-за недостатков материалов (пока трудно синтезировать шерсть и шелк, идентичные натуральным) дизайнерские шедевры пока больше похожи на арт-объекты, чем на практичную одежду. Но, к слову, звезды шоу-бизнеса нередко надевают 3D-печатные наряды: Бьйорк и Дита Фон Тиз.

3D-печать в сфере моды в более широком плане применяется для изготовления деталей одежды и отдельных аксессуаров. Так, с помощью лазерного спекания нейлона дизайнеры Хиллари Семплайнер, Андреа Ван Хинтума и Билли Данга сделали чешуйчатое пончо с высоким воротом: оно напечатано на принтере Shapeways.

А вот голландская компания Roger Bacon Eyewear применяет аддитивные технологии чтобы создавать модные модели очков. При помощи 3D-сканирования с клиентов снимаются индивидуальные мерки и по ним печатают готовое изделие.

Сфера, ограниченная временем и ресурсами

Стресс – это вымышленное или реально ощущаемое физическое, психологическое или социальное чувство, которое возникает у человека в случае неспособности преодолеть разрыв между ожиданием и реальностью. А индустрия моды — это шоу (как в буквальном, так и в переносном смысле), где вовсе не ценится путь, который нужно преодолеть, чтобы добраться до вершины.

В 2015 году несколько талантливых и знаменитых дизайнеров вынуждены были уйти в отставку из-за интенсивной нагрузки и давления: Раф Симонс покинул Dior, Александр Вонг – Balenciaga, а Альбер Эльбаз – Lanvin. Если даже такие крупные игроки сомневаются в выполнимости упавшего на них объёма работ, что тогда говорить о нас с вами?

Сфера, ограниченная временем и ресурсами

Стресс очень ярко выражен среди работников фэшн-индустрии

Увеличение доли продаж в онлайн-сегменте

Этот тренд наблюдался и раньше, пандемия многократно ускорила процесс. За период самоизоляции покупатели приобрели привычку делать покупки онлайн и оценили удобство маркетплейсов. По данным Fashion Consulting Group (FCG) онлайн-продажи одежды в 2019 году составили 12% от общего объема розничного рынка. В 2020 году эксперты прогнозируют рост этого сегмента в России до 18%. Прогнозные цифры приближаются к показателям европейских стран: 18–20% (Великобритания, Германия, США).

Даже ритейлеры, которые планировали расширять представительство в офлайне, вынуждены менять стратегию. Они идут на сотрудничество с крупными онлайн-площадками, создают собственные маркетплейсы. В интернет-магазинах появились виртуальные витрины, виртуальная примерка, выставки. До 90% потребителей предпочитает сервисы с возможностью примерки и расчет банковской картой. Новые правила игры повышают планку качества, как товара, так и сервисного обслуживания.

Читайте также:  Выбираем стиль свадьбы: идеи и рекомендации

Изменение структуры операционной деятельности

Увеличение спроса на онлайн-услуги неизбежно ведет к изменению внутренних логистических процессов компании-ритейлера. Скорость доставки товара покупателю стала очень важным конкурентным преимуществом. Это дает толчок развитию фулфилмента — комплексной услуге для интернет-магазинов, обеспечивающей быстрое движение товара с момента оформления заказа до получения его покупателем.

К сожалению, пока логистические компании не полностью готовы к массовому переходу ритейлеров в онлайн. Мы видели, что практически все крупные игроки рынка испытывали трудности с удовлетворением возросшего онлайн спроса во время развития по логистике Декатлон, Александр Шульц

Крупные игроки рынка сегодня идут на сокращение торговых офлайн-площадей, особенно в ТРЦ. Уже в 2019 году Shopping Index в торговых центрах Москвы был на 17% ниже уровня 2013 года, и пандемия способствовала его дальнейшему снижению. Разумеется, офлайн-магазины будут жить — многие покупатели рассматривают их посещение как неотъемлемую и приятную часть шопинга. Кроме того, далеко не вся возрастная категория населения готова к переходу в интернет-магазины. И все же трансформация и диджитализация ритейла неизбежны — пандемия привела к изменению социальных и потребительских моделей. К ним необходимо адаптироваться.

Компании увеличивают количество пунктов выдачи заказов, в том числе с курьерской доставкой, на периферии — в городах с населением 100 тыс. человек и меньше. В них проживает около 80% населения России, и этот сегмент стал интересен фэшн-ритейлерам.

Рынок доставки для e-commerce переживает настоящий бум. В текущих условиях все, у кого такая возможность есть, перешли в онлайн. И, если раньше fashion-ритейлеры не особо стремились в города с населением 50-100 тысяч, сейчас ситуация в корне изменилась. Многие из них начинают осваивать новые территории, поскольку ранее зачастую не были там представлены в должной директор «Курьер Сервис Экспресс» Владислав ИвойловДиджитализация брендов

Крупные бренды активно переходят на стратегию D2C: развивают продажи через социальные сети, мобильные приложения, сервисы аренды одежды, продвижение через Стали актуальны все диджитал-инструменты, на которые обращали мало внимания. Если раньше фэшн-бизнес строился преимущественно на грамотном расположении точек продаж, то сейчас на первый план выходит покупатель. Все вращается вокруг потребителя: мы максимально хорошо удовлетворяем его запросы — он продвигает нас.

Эксперты Fashion-индустрии сходятся во мнении, что рынок находится на пороге крупных перемен, и на полное его восстановление потребуется не менее 1,5 лет.

Потребитель уже никогда не будет прежним: он переориентирует спрос, изменилось покупательское поведение. Пандемия, как лакмусовая бумажка, высветила «узкие места» и подтолкнула ритейлеров к внедрению новых моделей продаж, цифровизации бизнеса и поиску нетрадиционных путей привлечения трафика.

Fashion-индустрия — сложная система, включающая множество игроков: от фабрик-производителей, международной и внутренней логистики до конечного потребителя. Полное выправление ситуации и восстановление рынка станут возможны только тогда, когда все звенья этой цепочки будут настроены на новую реальность.

В международной логистике отмечается явный рост спроса на доставку сборных грузов. LTL-перевозки дают значительное преимущество в скорости поставки товара, что важно для сезонных продаж и повышения оборачиваемости активов ритейлера. Услуга полного цикла ВЭД — от закупки товара до его доставки в торговую точку, которую мы предоставляем, дает возможность нашим клиентам направить все свое внимание на развитие своего бизнеса: увеличение продаж, в том числе в Сулейманов, генеральный директор ГК «АРТ Деливери»

О важности мелочей

Мария: Культурно-креативные индустрии в Украине стремительно развиваются, особенно в последние несколько лет. Важную роль в этом процессе играет поддержка государства, в том числе программы Украинского культурного фонда. Так, New Fashion Zone на данный момент реализует проект международного сотрудничества Ukrainian New Fashion Days 2020, в ходе которого французскими менторами из сферы высокой моды было отсмотрено 130 видеопрезентаций украинских fashion-брендов. И отмечая обратную связь, они, в частности, говорили о важности хорошо спланированной съемки, профессионального подхода и внимания к мелочам. Как то продуманный сценарий, отсутствие случайных людей в кадре и уж тем более отражения оператора в окне, если, конечно, это не задумка режиссера. Общее впечатление от ролика формирует отношение к бренду. И этим все сказано. 

Алексей: Fashion-мероприятие собирает людей, которым очень важна визуальная составляющая. Именно эта аудитория способна заметить любую мелочь: как удачно подобранную, так и ту, что портит все впечатление.

Кривые вешалки, некачественные номерки, неаккуратный туалет, торчащие посреди прохода провода, неопрятный персонал, мятые баннеры. Это лишь часть вроде и не глобальных, но очень распространенных упущений. 

Исключив неряшливость, можно автоматически повысить уровень мероприятия сразу в несколько раз.

Первые симптомы

Сколь бы ни были оптимистичны эксперты, не стоит забывать, что фешен-бизнес начал подавать первые «сигналы бедствия» еще до пандемии. Прежде всего проблемы проявились в так называемой быстрой, массовой моде — недорогой одежде, рассчитанной на смену гардероба минимум раз в сезон. Падение продаж в связи с закрытием магазинов и сменой приоритетов во время карантина усугубило уже начинавшийся кризис, связанный с опережением спроса предложением.

Не попали в сеть: ритейлеры начали отказываться от открытия новых магазинов Ограничения, связанные с распространением COVID-19, толкают их на оптимизацию бизнеса

Любопытно, что это практически классический пример кризиса перепроизводства, описанного в учебниках по политэкономии. До пандемии модная индустрия была вынуждена отзывать (и отправлять на переработку) до 40% объема выпущенной продукции каждый сезон. С учетом годового дохода в $2,5 трлн модный бизнес явно функционировал на пределе допустимого.

«Ситуация с коронавирусом просто выявила то, что давно накапливалось в модной индустрии. И не то чтобы заставила решать эти проблемы, но, по крайней мере, подвела их к логическому финалу. Е-commerce становится теперь главным трендом. Потому что даже те, кто еще вчера и не думал продавать свой бренд через интернет, теперь просто вынуждены этим заниматься. Недели моды практически отменились, и теперь ряду марок придется перестроить самые основы своего существования вне этой привычной, сложившейся полвека назад системы показов. К чему это приведет — пока непонятно, но для кого-то новые условия могут стать хорошим стартом», — считает Анзор Канкулов.

Пока, увы, чаще приходится говорить не о стартах, а о финишах. Так, уже объявили о банкротстве сразу две сети люксовых универмагов — Neiman Marcus и J. C. Penney. Состояние главы холдинга LVMH (производство и продажа предметов роскоши, включая одежду) Бернара Арно уменьшилось после введения карантинных мероприятий и «черного четверга» на бирже 13 марта почти на $30 млрд. Впрочем, вскоре капитализация Арно и его компании пошла в рост — характерно, что из 25 самых богатых людей планеты во время текущего кризиса никто не стал ощутимо беднее. Стоит отметить, что наилучшие показатели у Джеффа Безоса, хозяина гиганта интернет-торговли Amazon. Логично выглядит и рост, по крайней мере на отдельных рынках, продаж пижам и другой одежды для дома и сна.

Шопинг во время чумы: россияне сократили онлайн-покупки из-за рубежа На внутреннем рынке спрос на доставку товаров маркетплейсов вырос на 500%

Некоторые эксперты полагают, что выходом для массовой моды может стать обращение крупных онлайн-ритейлеров к мелким локальным маркам и местному производству (по крайней мере, пока закрыты границы). Другие указывают, что такой подход может плачевно сказаться на населении стран третьего мира, традиционно занятых в производстве одежды для Европы и США. Кроме того, потребитель, привыкший к низким ценам и приверженный «магии лейбла», может просто не проявить интереса к таким вещам. «Чтобы судить о возможности каких-то глобальных изменений в потребительском поведении, прошло не так уж много времени. Если пандемия будет продолжаться, то нельзя исключать, что потребление переключится на локальные источники. Но пока о таких изменениях говорить, как мне кажется, преждевременно», — считает Анзор Канкулов.

Читайте также:  Мода для полных женщин осень-зима 2020-2021

Цикличность развития

Статистика моды показывает, что отличительной чертой модных тенденций во все времена является цикличность. Появление новых веяний обычно связано с возвращением идеалов прошлого. Преобразованные, они появляются на страницах журналов мод и в коллекциях известных модельеров.

Цикличность развития

В 20 веке модные тренды прошлого возвращаются довольно часто. Если в 17–18 веках популярность вещи могла держаться 50–100 лет с небольшими изменениями, то в 20 столетии она может возродиться и уйти в историю несколько раз. Например, юбка плиссе – излюбленный предмет одежды Клеопатры, возвращалась в моду 20 века четыре раза (1920, 1980, 2010–2011, 2015–16 гг.).

Цикличности в модных тенденциях подвержена не только одежда, но и общий стиль, макияж. Например, популярность накладных ресниц 1960 гг. вернулась в 2015 году. Она нашла свое выражение в виде нарощенных объемных ресниц. Также оттуда пришли в моду куртки 2017 года – косухи из искусственных материалов. Даже те модные тенденции, которые кажутся по-настоящему новыми, имеют свой прообраз в прошлом. Например:

Цикличность развития
  1. Мини-юбка, мода на которую появилась в середине 1960 гг. по сути, является потомком набедренной повязки древней женщины.
  2. Кислотная цветовая гамма в стиле диско 1970 гг. по-новому отражает голливудский глянец 1930 годов.

В начале 20 века историк Джеймс Лавер сформулировал теорию цикличности возникновения модных трендов на основании оценки общества. Он считал, что современники оценивают модные новинки так:

Цикличность развития
Отрезок времени до и после появления нового тренда Оценка современников
Неприлично за 10 лет до своего времени
Бесстыдно за 5 лет
Дерзко за 1 год
Элегантно в свое время
Вышло из моды (безвкусно) годом позже
Отвратительно (уродливо) через 10 лет
Смешно (по-дурацки) через 20
Забавно через 30
Причудливо через 50
Очаровательно через 70
Романтически через 100
Красиво через 150 лет

В 20 веке с развитием фэшн-индустрии появилась новая профессия, призванная прогнозировать модные тенденции.

Цикличность развития

Маркетинг бренда

Маркетинг бренда в индустрии моды – одно из ведущих современных направлений. Успешность определенного бренда во многом зависит от того, насколько он узнаваем и запоминаем. Именно поэтому маркетологи индустрии так стремятся к тому, чтобы конкретный бренд запомнился и зафиксировался в голове у потенциальных потребителей. Для повышения узнаваемости и запоминаемости используются самые разные инструменты: от маркировки товаров до выпуска сувенирной продукции с логотипами и ее раздачи на различных мероприятиях.

Делайте больше, чем положено

Не стоит думать, что парой пунктов в ежедневном расписании круг ваших обязанностей ограничивается. К сожалению, фэшн-индустрия — это не то место, где вы сможете расслабиться, так как постоянно происходит очень много важных мероприятий. Возможно, придется приходить домой позже и делать больше, чем вы планировали, но только так можно добиться результатов в данной отрасли. Стремитесь расширить круг своих обязанностей, ищите новые задания и стремитесь сделать больше, чем ваши коллеги. Такой настрой поможет вам заслужить уважение начальства, что очень важно на первых этапах карьерного пути.